МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 1 ГОРОДА КАМЕНКИКАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 1
Г.КАМЕНКИ
Заведующая МБДОУ ДЕТСКИЙ САД
№ 1 Г.КАМЕНКИ
Т.Н.Боровкова
протокол №
Приказ №
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
(является частью ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 1 ГОРОДА КАМЕНКИ
2023
1.1. Программа воспитания МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД
№ 1 ГОРОДА КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания) МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД №
1 ГОРОДА КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – МБДОУ)
является компонентом ООП МБДОУ.
Программа воспитания является нормативно-управленческим документом, определяющим
содержание и организацию воспитательной деятельности обучающихся дошкольного возраста
(2-8 лет). Программа воспитания разработана в соответствии с ФГОС ДО и Федеральной
программой.
Программа воспитания составлена в соответствии с определением понятия «воспитание»
изложенного в ст.2п.2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ:
«воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традицияммногонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о
человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону
и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде .
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные
ценности российского общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры,
формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в
основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны,
укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в
духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России .
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память
и преемственность поколений, единство народов России .
2
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной
работы МБДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления
воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления
воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника МБДОУ и с
традиционными ценностями российского общества.
С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок, в
программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных
отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство МБДОУ с
другими учреждениями образования и культуры (музеи, библиотеки, и другое), в том числе системой
дополнительного образования детей.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел Программы воспитания
Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в МБДОУ - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных
ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского
народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными
ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в МБДОУ:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о
добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования
и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
3
Направления воспитания
Патриотическое направление воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребёнка
личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя),
ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство
патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса,
чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и
народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к
своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её
уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование "патриотизма наследника",
испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к
истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);
"патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей
готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); "патриотизма созидателя и
творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины
(предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и
порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта,
района, края, Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного направления
воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы
дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием
которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном
аспектах.
Социальное направление воспитания.
1) Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к
семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления
воспитания.
3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и
социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за
свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового
отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного
воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детсковзрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных
ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии
с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в
своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам
человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком
вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка
культурного поведения.
4
Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.
2) Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В МБДОУ проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны
воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств
личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание
добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины
мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения детей
к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами
безопасности.
2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления
здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и
здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и
приобщение ребёнка к труду.
2) Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к
трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для
решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно
приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребёнка
ценностного отношения к красоте.
2) Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей
обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы
личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка.
Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует
воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный
вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания
Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому
планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные "портреты" ребёнка к
концу раннего и дошкольного возрастов.
В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые
ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
5
Целевые ориентиры воспитания детей
раннего возраста (к трем годам).
Направление
воспитания
Патриотическое
Ценности
Родина, природа
Духовно-нравственное
Жизнь,
милосердие, добро
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и красота
Целевые ориентиры
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое "хорошо" и
"плохо".
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий
интерес к другим детям и способный бесконфликтно
играть рядом с ними.
Проявляющий позицию "Я сам!".
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и
командной победе, нравственные и волевые
качества.
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке. Стремящийся помогать
старшим в доступных трудовых действиях.
Стремящийся к результативности,
самостоятельности, ответственности в
самообслуживании, в быту, в игровой и других
видах деятельности (конструирование, лепка,
художественный труд, детский дизайн и другое).
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности
(изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и
другое).
Целевые ориентиры воспитания детей
на этапе завершения освоения Программы.
Направления
воспитания
Патриотическое
Ценности
Родина, природа
Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России, испытывающий
чувство привязанности к родному дому, семье, близким
6
Духовно-нравственное
Жизнь,
милосердие,
добро
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и красота
людям.
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные ценности,
ценности семьи и общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому горю,
проявлять заботу; Самостоятельно различающий
основные отрицательные и положительные
человеческие качества, иногда прибегая к помощи
взрослого в ситуациях морального выбора.
Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми. Владеющий основами речевой
культуры. Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на
основе общих интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной, игровой,
коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании. Обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий основными
способами укрепления здоровья - занятия физической
культурой, закаливание, утренняя гимнастика,
соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и
другое; стремящийся к сбережению и укреплению
собственного здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям и
подвижным играм, стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности. Имеющий представление о некоторых
видах спорта и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений
и в самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в
быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
Содержательный раздел Программы воспитания
Уклад образовательной организации.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на
базовые национальные ценности, содержащий традиции Пензенской области и МБДОУ.
7
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни МБДОУ, определяет мировосприятие,
гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детсковзрослых общностей в пространстве дошкольного образования.
Уклад МБДОУ - это её необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает и удерживает традиции, культуру поведения сообществ, описывает предметнопространственную среду, виды и направления деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового циклов жизни МБДОУ.
Уклад способствует формированию ценности воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и
другими сотрудниками МБДОУ).
МБДОУ динамично развивается, внедряет инновационные идеи, сохраняя свои лучшие
традиции. В детском саду есть группы общеразвивающей направленности и компенсирующей
направленности.
Основой годового цикла воспитательной работы являются как общие для всего
детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастных групп
и направленностей, так и отдельные, в соответствии с возрастом, направленностью и
интересами воспитанников.
Событийные мероприятия планируются на основе ООП, Указа Президента РФ по
теме предстоящего календарного года и событий в РФ, Календаря образовательных событий
Минпросвещения России, Календаря профессиональных праздников.
Основой недельного цикла воспитательной работы является календарнотематическое планирование, которое разработано с учетом возрастных особенностей и
интересов воспитанников на основе ООП.
Ежедневная воспитательная работа включает как индивидуальные, так и
коллективные виды, формы и направления работы со всеми участниками образовательных
отношений, направленная на формирование духовно-нравственных, гражданскопатриотических, социокультурных ценностей и традиций.
В ходе воспитательного процесса педагогами используются все возможности
развивающей среды детского сада, включающей в себя оформление групп, создание
тематических модулей рекреаций, музеев, лестниц МБДОУ.
В ходе взаимодействия всех участников образовательного процесса сложились
традиции в различных сообществах:
- профессиональных (наставничество, методические объединения педагогов по
возрастам воспитанников, творческие группы);
- профессионально-родительских (проведение акций, мастер-классов, Дней открытых
дверей);
- детско-взрослых (проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах
различной направленности и уровня);
- детских (театральные постановки детьми старшего дошкольного возраста для детей
младшего возраста).
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и опирается на следующие принципы:
- принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,
свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
8
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему
диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку
реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности
от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного
поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их
освоения;
- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все
дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических,
языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Таким образом, с учетом всех перечисленных выше принципов к
формированиюПрограммы Программа МБДОУ направлена на создание пространства детской
реализации (ПДР) – поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка,
создание условий для самореализации. Данные принципы реализуются в укладе МБДОУ,
включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную
деятельность и события.
В Программе воспитания учитываются – индивидуальные потребности ребенка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; возможности освоения ребенком
Программы воспитания на разных этапах ее реализации.
Воспитывающая среда МБДОУ
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе.
Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих
возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к
традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходит
процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными характеристиками
воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность и структурированность.
Воспитывающая среда строится по трем направлениям:
- «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее
ценностями и смыслами;
- «от совместности ребенка и взрослого», воспитывающая среда, направленная на
взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;
- «от ребенка», воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и
получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО
Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей:
• предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку
смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями,
9
воспитателями, сверстниками);
культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и
ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их реализации в различных видах
деятельности через личный опыт);
• свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная - активность, в
рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт
деятельности на основе усвоенных ценностей).
Коллектив прилагает усилия, чтобы детский сад представлял для детей среду, в которой будет возможным
приблизить учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, научит ребенка действовать и
общаться в ситуациях приближенных к жизни.
Во всех возрастных группах имеются центры: патриотического воспитания, в которых находится материал по
ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного
доступа могут пополнять знания.
•
Общности образовательной организации
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на
разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной
деятельности.
В МБДОУ следует выделяют следующие общности:
педагог - дети, родители (законные представители) - ребёнок (дети), педагог - родители
(законные представители).
Процесс воспитания детей дошкольного возраста связан с деятельностью разных видов общностей (детских,
детско-взрослых, профессионально-родительских, профессиональных).
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство
целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками МБДОУ. Сами участники общности разделяют
те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является
рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники являются:
• примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения
и поведения;
• мотивируют детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к
общению и взаимодействию;
• поощряют детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы
сверстников принимала общественную направленность;
• заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
• содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам,
побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
• воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников
(организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
• учат
детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивают
и объединяют ребят;
• воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников МБДОУ и всех взрослых членов семей
воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и
уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в МБДОУ.
Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в МБДОУ. Без совместного обсуждения
воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание
условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как полноправному человеку,
наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность
является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала
приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы
10
усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и
каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности
ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством
воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной
цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает
понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями
других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер
взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому
педагоги в МБДОУ важное значение придают детским взаимоотношениям дух доброжелательности,
развивают у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление
плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду
существует возможность взаимодействия ребенка, как со старшими, так и с младшими детьми. Поэтому
включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт
послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими
также дает возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство
для воспитания заботы и ответственности.
Воспитательное событие – это единица воспитания, в которой активность взрослого приводит к
накоплению ребенком собственного опыта переживания базовых ценностей.
Событийный момент используется не только как организованное мероприятие, но и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела и совместно
реализуемые проекты, и прочее.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура
поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения
возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы,
спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель соблюдает кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
• педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
• улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
• педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
• педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском
саду;
• тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
• уважительное отношение к личности воспитанника;
• умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
• умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
• уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
• умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с
выводами о поведении и способностях воспитанников;
• умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
• умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
• знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
• соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
Задачи воспитания в образовательных областях
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОСДО:
Образовательная
область "Социально-коммуникативное
развитие" соотносится с
патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания;
11
Образовательная область "Познавательное развитие" соотносится с познавательным и
патриотическим направлениями воспитания;
Образовательная область "Речевое развитие" соотносится с социальным и эстетическим
направлениями воспитания;
Образовательная
область "Художественно-эстетическое
развитие" соотносится с
эстетическим направлением воспитания;
Образовательная область "Физическое развитие" соотносится с физическим и
оздоровительным направлениями воспитания.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Социальнокоммуникативное развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Родина", "Природа",
"Семья", "Человек", "Жизнь", "Милосердие", "Добро", "Дружба", "Сотрудничество", "Труд". Это
предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям),
соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным
и культурным традициям России;
содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и
зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности,
дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.
создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка,
приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических,
умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и
труда других людей.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Познавательное
развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Человек", "Семья", "Познание", "Родина"
и "Природа", что предполагает:
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека,
общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной
страны, к культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их
этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу,
гимну);
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны,
приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Речевое развитие"
направлено на приобщение детей к ценностям "Культура", "Красота", что предполагает:
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы
культурного поведения;
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка,
стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Художественноэстетическое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Красота", "Культура",
12
"Человек", "Природа", что предполагает:
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным
объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к
произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными
особенностями);
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам
мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей "Красота", "Природа", "Культура";
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для
гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребёнка;
формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и
эмоционально-образного способов его освоения детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого
ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и
сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Физическое развитие"
направлено на приобщение детей к ценностям "Жизнь", "Здоровье", что предполагает:
формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической
культуре;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к
физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническим
нормам и правилами;
воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств.
Формы совместной деятельности
в образовательной организации.
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на
принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения
МБДОУ.
Профессионально-родительское сообщество включает сотрудников МБДОУ и всех взрослых членов
семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и
уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в учреждении.
Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения
воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий,
которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Ценностное единство и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений
составляет основу уклада учреждения, в котором строится воспитательная работа.
Групповые формы работы:
Совет родителей, участвующие в решении вопросов воспитания и социализации детей.
Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем воспитания детей
дошкольного возраста.
Взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы на интернет-сайте МБДОУ, посвященные
обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания; виртуальные консультации психологов и
педагогов.
Индивидуальные формы работы:
Работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных с воспитанием
ребенка дошкольного возраста.
Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем,
связанных с воспитанием ребенка.
Участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в реализации проектов и
мероприятий воспитательной направленности.
Индивидуальное
консультирование
родителей
(законных
представителей) c
целью
13
координации
воспитательных
усилий
педагогического
коллектива и семьи.
Формы информационного взаимодействия, относящиеся к коллективу родителей в целом:
-единый и групповой стенды;
-сайт детского сада в сети Интернет;
-самиздатовская печатная продукция (газеты, журналы, книги, календари и пр.);
-плакаты различной тематики (противопожарная, санитарная, гигиеническая, психолого-педагогическая и
др.);
-папки, письма, памятки, буклеты, бюллетени;
-документальные видеофильмы с записью занятий, праздников и других воспитательно - образовательных
мероприятий;
В устной словесной форме индивидуальное взаимодействие с родителями каждого ребенка
осуществляется:
-при ежедневных непосредственных контактах педагогов с родителями;
-при проведении неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями;
-при общении по телефону;
Традиционные формы взаимодействия с родителями дополняются дистанционными (дистанционные
консультации, онлайн-конференции и т. д.).
События образовательной организации
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого
приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы
стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с
другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести
воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие– это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом
воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих
действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и
спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей,
индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные
педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной
работы МБДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в МБДОУ возможно в следующих формах:
- разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый
спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);
- проектирование
встреч,
общения детей
со
старшими,
младшими,
ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
- создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением
ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т.д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на
основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать
тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами
детей, с каждым ребенком.
Годовой план традиционных мероприятий
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность взрослого
приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной ценности.
Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая
ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа,
общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы
на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу
14
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком.
Традиционные события, праздники, мероприятия МБДОУ представляют собой
годовойпланмероприятий,проводимыхвразличныхформах,направленныхнареализациюПрограм
мывосновнойпериод(с1сентябряпо31мая),атакже впериодлетнейоздоровительной
кампании.Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с природой, культурой, историей
родного края и страны, мы тем самым формируем глубокую привязанность к ним, чувство
гордости и уважения.
Направленность и тематика мероприятий формируется на основе следующих областей:
- исторические и общественно значимые события (День Победы, День космонавтики,
День народного единства, День Государственного флага РФ и др.);
- сезонные явления в природе, животный и растительный мир, мир неживой природы
(Осенние посиделки, мюзиклы, День русской березки и др.);
- национальные праздники, традиции, обрядовые праздники (Рождество, Колядки,
Масленица и т.д.)
- тематические недели (Неделя Айболита, Королевство витаминов, Чудеса на грядках и
др.);
- иные темы, связанные с миром человека (День знаний, День семьи, День матери и др.)
№
п/п
Название
1
«Деньзнаний»
2
«Деньсолидарнос Запускбелыхбумажн Своспитанникамиорганизуется запуск
тивборьбес
ых
бумажныхсамолетиковвпамятьовсехпо
самолетиков(каксим гибшихввоенноевремя
терроризмом»
вола
сопричастностисобщ
имгоремиконсолидац
ии
усилийза мирное
небонадголовой)
сентябрь
3
Деньвоспитателя Праздник
ивсехдошкольны
хработников
Впраздничнуюпрограммувходят:выста
вкадетскихрисунков,конкурсфотозон,с
озданиеобщеговидеопоздравлениявосп
итанников
дляпедагогов МБДОУ
сентябрь
Международный Беседа
деньпожилыхлю
дей»
С воспитанниками
проводятсятематическиебеседы;бабушк
ахидедушках;организовывается
фотовыставка «Бабушкарядышком
октябрь
4
Форма
проведения
Праздник
Краткоеописание
Для воспитанников ОУ
проводитсяпраздникнаулице.
Воспитанники
подготовительныхкшколегрупп,посеща
ютторжественнуюлинейкувшколемикро
района.
15
Сроки
сентябрь
сдедушкой»
5
«Международны Тематическоезанят
йденьмузыки» ие
6
«Деньзащитыжи Виртуальная
вотных»
экскурсия
«Животные»;
викторина«Язнаюмн
огоживотных»;
творческая
выставка«Тымойдр
уг и ятвой друг»
Своспитанникамиподготовительныхгр
«Деньучителя» Беседа
упппроводятся
тематическиебеседы,зн
акомствос профессиейучитель.
«ДеньотцавРосси Досуг
Своспитанниками старшего
и»
дошкольного
возрастапроводитсядосу
гсучастиемпап.Организовываетсяфото
выставка«Вотонкакой,мойпапа!»;темат
ическое
рисованиесдетьмивсехгрупп
Здравствуй,Осен Праздник
Отмечаютсясезонныеизменениявприро
ьзолотая!»
де,важностьроличеловекавуборке
урожая
«День
Семьивоспитанниковразныхнациональ
Праздник
ностейпредставляюттрадиции,народны
народног
екостюмы, фольклорсвоего народа.
оединства»
«Деньматери»
Музыкальный досуг Мероприятие с участием
мам,котороепозволяетпривитьлюбовь,
уважение,почитаниематериудетейсран
неговозраста;фотовыставка«Золотыеру
кимоеймамы»; выставка рисунков
«Моя мамочка»
«День
Тематическая
Сдетьми4-7летпроводится беседа
Государственног беседа
сцельюзнакомства/закреплением
огербаРоссийско
знанийсимволикиРФ
йФедерации»
«День героев
Тематическая беседа С детьми
старшего
Отечества»
дошкольного возраста организована
тематическая интерактивная беседа,
экскурсия в мини-музей «Эхо войны»
«Новыйгод»
Праздник
Украшениеновогоднейелки;конкурс
фотозон; «Почта ДедаМороза» с
написаниеписем,конкурсподелок«Мас
терскаяДедаМороза»,созданиеэмоцион
ально-окрашенной
обстановки,сюрпризов.
7
8
9
10
11
12
13
14
Организовываются
тематическиезанятияповозрастам,знако
мствос
классическихпроизведений
Воспитанникизнакомятсяс проблемой
бездомныхживотных.Способствоватьво
спитаниюответственностизапитомцев
16
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
15
«Зимниезабавы» Спортивныйп
раздник
16
«Рождественские Фольклорное
посиделки»
развлечение
17
День
18
«Деньзащитник МузыкальноаОтечества»
спортивныйпр
аздник
19
«Эх,Масленица!» Фольклорноер
азвлечение
20
«8Марта!»
Праздник
«День
космонавтики»
Тематическое
развлечение
21
снятия
Тематическаяб
еседа
Воспитанники
в
игровойформе
соревнуются
в
ловкости,быстроте,смекалке
.
ЗнакомствовоспитанниковсРождествен
скими
традициями,народнымфольклором.
Прощаниеселочкой
С детьмистаршего
Дошкольноговозрастаорганизована
тематическаяинтерактивная
беседа,экскурсиявмини-музей«Эхо
войны»
январь
январь
январь
Воспитанникивигровойформесоревну
ютсявловкости, быстроте,
смекалке;поздравляютпапидедушек,вы
ражая
уважениексолдатскому
долгу.Организовываетсяконкурсстенга
зет«Нашипапыидедушки»,конкурсподе
лок
«Вместеспапой»
Организуется общий
праздникнаулице;тематическиезанятия
.Привлечениедошкольниковкнародной
праздничной
культуре,традиция
мрусскогонарода,
народномуфольклору.
февраль
Проводитсяпраздниксучастиеммамиба
бушек.Организованапродуктивнаядеят
ельность, конкурс
детскихрисунков,фотовыставка.
Создание
благоприятнойобстановкидлясовместн
оговремяпрепровождения.
Привлечение родителей к
участиювконцерте.
Сдетьмиорганизованы тематические
беседы,экскурсия
в мини музей
«Первыйкосмический»,
образовательный модуль «Растим
будущих инженеров»,конкурсфотозон.
Рассказать детям о
космосе,активизироватьинтереск
новым познаниям, а также
повеселитьсянапразднике
Март
17
март
апрель
«Веселые
старты»
Спортивные
соревнования
Воспитанникисоревнуютсяв
ловкости,быстроте,смекалке.
апрель
23
«ДеньЗемли»
Развлечение
Висполнениивоспитанниковзвучатпесн
и,стихиоЗемле.Участникипризываютбе
речь
и заботитьсяосвоей планете.
апрель
24
Праздник
Расширениепредставленийдетейотруде
взрослых,означенииихтрудадляобщест
ва.Воспитывать
уважениек людямтруда.
май
Выпускной бал длявоспитанников
подготовительныхкшколегрупп.Поздра
влениевоспитанникамимладших
групп.
май
Праздничный
концерт
на
улице.Предоставлениеправовыборазаня
тийпоинтересуна
интерактивныхплощадках.Рисункина
асфальте
Праздникна улицедля
детейстаршегодошкольного
возраста-воспитанники в
игровойформевыполняютфлеш-моб.
Фотовыставка «Моя Россия»
июнь
Своспитанникамистаршегодошкольног
овозраста
проводятся тематические беседы,
экскурсии в
минимузей «Эховойны»
Семейные
спортивныесоревнования«Олимпийска
ясемейка».Семьивоспитанниковсоревн
уются в
ловкости,быстроте,демонстрируют
взаимовыручку,поддержкуисплоченно
сть семьи. Созданиеблагоприятной
обстановки
длясовместноговремяпрепровождения.
Спортивные
соревнования,викторинапо ЗОЖ
июнь
22
Созданиеколлажафот
В орепортажао
Празднике
Весны
и иТруда.
есны
25
Труда
«Досвидания,дет Праздник
скийсад!»
26
«Деньзащитыдет Праздник
ей»
27
«ДеньРоссии»
Познавательный
досуг
28
«Деньпамятии
скорби»
Беседа
29
«Деньсемьи,люб Праздникнаулице
вииверности»
30
День
Спортивныйп
физкул раздник
ьтурника
«Яздоровьесбере
гу–
самсебеяпомогу!
»
18
июнь
июль
август
31
32
«День
Развлечение
Государственно
гофлага
РоссийскойФед
ерации»
«Досвидания,Лет Концертнаулице
о!»
Концерт.
Сдетьми47летпроводитсябеседасцельюзнакомст
ва/закреплением
знанийсимволикиРФ
Исполнениестихов,песено
лете,дружбе,детстве.
август
август
Совместная деятельность в образовательных ситуациях
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации
совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению ООП ДО, в рамках которой возможно
решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания ребёнка в МБДОУ.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут
выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:
- предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых оно
открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их
реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
Формы воспитательной деятельности
Совместныеспедагогомк
оллективныеигры
Педагогвыступаетвкачественосителяигровогоопыта,предла
гаетдетямобразцыисполненияразличныхролей,обучаетрежи
ссёрскойигре,позволяющейпроживатьлюбуювоображаему
юситуацию
Дежурство,хозяйственнобытовойтруд
Самостоятельная
Мероприятия, связанные
сорганизованной
двигательной деятельностью
и закаливающиемероприятия
Самообслуживание
деятельность в рамках
выполненияпоручений,соблюдениеприн
ятыхвколлективеправили
обязанностей, формирование полезных навыков
ипривычек
Оптимизациядвигательнойдеятельности,формированиеприв
ычкик здоровомуобразужизни
Формированиенавыковсамообслуживания,самоконтроль,
трудребёнка,направленныйнауходзасамимсобой,включающ
ийкомплекскультурно-гигиеническихнавыков
19
Природоохранныйтруд
Развиваетнаблюдательность,бережноеиответственноеотнош
ениекприродеивсемуживому(садоводство, уходза
растениямивуголкеживойприродыидр.)
Чтение художественной
литературы
Способность к сопереживанию, восприятию произведения,
постижениеегоидейно-духовнойсущности,видениеего, как
произведениеискусства,отображающегодействительность
Слушаниемузыки
Развитиеслухового восприятия, воспитание эмоциональной
отзывчивости,способностиксопереживанию,выразительности
Формирование способности использовать выразительные
средстваречи,обогащениесловарногозапаса,представлений,абстра
ктногомышления,памяти
Позволяет выявить и реализовать увлечения, интересы
воспитанников,можетстатьчастьюпроектной деятельности
Формированиеручныхуменийинавыковработысразнообразнымм
атериалом,художественныхспособностей,эстетическихчувстви
нравственно-волевыхкачеств
Заучиваниенаизусть
стихотворений,
загадок,пословиц
Коллекционирование
Мастерские (как
вариациях
художественнотрудовойдеятельности,пр
оектной
деятельности)
Оформлениевыставок,
экспозиций,инсталляций,музеев
Частьпроектнойдеятельности,направленнанареализациюинтерес
оввоспитанников,позволяющаяпроявитьиндивидуальность;благо
датныйспособдетско-взрослой
совместнойдеятельности
Организация развивающей
предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственнаясредаМБДОУ(далее–
РППС)отражаетфедеральную,региональнуюспецифику;обеспечиваетмаксимальнуюреализа
циювоспитательногопотенциалапространствадетскогосада,группыиучастка,материалов,обо
рудования инвентаря
дляразвитиядетейдошкольноговозраставсоответствиисособенностямикаждоговозрастногоэт
апа,охраныиукрепленияихздоровья,возможностьобщенияисовместнойдеятельностидетей(вт
омчисле, детейразноговозраста)ивзрослых,двигательнойактивности детей, а также
возможности для уединения;учитываетнациональнокультурные,климатическиеусловия,вкоторыхосуществляетсяобразовательнаядеятельность;
учитывает возрастные особенностей детей. Правильно подобранные предметыинтерьера и
цветовая гамма стен, картины и фотографии, атрибуты и пособия помогают
нетолькосформироватьэстетический
вкусвоспитанниковМБДОУ,ноирешитьмногиевоспитательныезадачи.
РППСпостроенанаследующихпринципах:
- насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность;
- безопасность.
РППСотражаетспецификуМБДОУивключает:
- оформлениепомещений;
- оборудование;
20
- игрушки.
РППСотражаетценности,накоторыхстроитсяпрограммавоспитания,способствуетихпри
нятиюи раскрытиюребенком.
Развивающая предметнопространственнаясредаМБДОУ:
- включаетзнакиисимволыгосударства,региона,городаиорганизации;
- отражаетрегиональные,этнографические,конфессиональныеидругиеособенностисоц
иокультурныхусловий, вкоторыхнаходитсяорганизация;
- являетсяэкологичной,природосообразнойибезопасной;
-обеспечиваетребенкувозможностьобщения,игрыисовместнойдеятельности;
- отражаетценностьсемьи,людейразных поколений,радостьобщенияссемьей;
- обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования,освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний,
необходимость научного познания,формируетнаучную картинумира;
- обеспечиваетребенку возможностьпосильного труда, а также
отражаетценноститруда в жизни человека и государства (портреты членов семей
воспитанников, героев труда,представителейпрофессийипр.). Результатытрударебенка
отражены исохраненывсреде;
- обеспечиваетребенкувозможностидляукрепленияздоровья,раскрываетсмыслздорово
гообразажизни, физической культурыи спорта;
- предоставляет ребенку возможностьпогружения в культуру России, знакомства
сособенностямирегиональнойкультурнойтрадиции.Всясредадошкольнойорганизацииявляет
сягармоничной и эстетическипривлекательной.
Все группы МБДОУ оснащены мебелью и игровым оборудованием в соответствии с
возрастными задачамивоспитаниядетейдошкольноговозраста.Выборматериалов и
игрушекдля РППС
сориентированнапродукциюотечественныхитерриториальныхпроизводителей.
В рекреациях МБДОУ произведено тематическое зонирование, которое позволяет
расширитьсвободноепространствогрупповыхпомещенийдляразличнойдеятельностидетей.
Натерриториидошкольногоучреждениядлякаждойвозрастнойгруппыимеется
индивидуальныйпрогулочный участокснеобходимымнаборомигровогооборудования.
В МБДОУ функционирует библиотека, являющаяся составной частью
методическойслужбы.Библиотечныйфондрасполагаетсявметодическомкабинете,группахдет
скогосада.Библиотечныйфондпредставленметодической
литературой,детскойхудожественнойлитературой,периодическимиизданиями,
атакжедругимиинформационнымиресурсаминаразличныхэлектронныхносителях.Вкаждойв
озрастнойгруппеимеетсябанкнеобходимыхучебнометодическихпособий,рекомендованныхдляпланированиявоспитательнообразовательнойработывсоответствиис обязательной частью ООП. Имеется учебная,
учебно-методическая и художественная литература и учебно-наглядные пособия для
обеспечения воспитательно-образовательногопроцесса.
Оборудованиеиоснащениеметодическогокабинетадостаточнодляреализациипоставлен
ныхзадачпрограммывоспитанияМБДОУ.Вметодическомкабинетесозданыусловиядлявозмо
жностиорганизации совместнойдеятельностипедагогов.
ДляуспешнойреализацииПрограммывоспитанияМБДОУметодическийкабинетобеспеч
енметодическими материаламии средствамивоспитания.
Социальное партнерство
Социокультурные
ценности
являются
21
определяющими
в
структурно-
содержательнойоснове Программы воспитания.Социокультурный контекст – это социальная
и культурнаясреда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние,
которое средаоказываетнаидеи и поведениечеловека.
Современных родителей и педагогов в большей степени волнуют вопросы,
связанныес тем, чтобы сделать вхождение ребенка в окружающий его мир более
уверенным,
приэтом,чтобысамребенокчувствовалсебясчастливым,умным,добрымиуспешным.
ОсновнымиформамиработыМБДОУпо
социкультурномуразвитиюявляются:рассказыпедагога,чтениехудожественнойлитературы
,просмотрвидеофильмов/презентаций,
экскурсии,беседы,встречисинтереснымилюдьми,организациявыставок,изготовлениенарод
ныхигрушек,атрибутовкиграм,праздникам.
Социокультурныйконтекствоспитанияявляетсявариативнойсоставляющейвоспитатель
ной
программы.Онучитываетэтнокультурные,
конфессиональныеирегиональныеособенностиинаправленнаформированиересурсоввоспита
тельнойпрограммы.
Обсуждениесдетьмиреальныхиспециальносозданныхпроблемныхситуаций,наприме
р, «Помоги мне», «Нужен твой совет», а также решение творческих заданий.Проведение
народных обрядовых праздников («Масленица», «Осенние посиделки»,
«Рождество»,«Деньрусскойберезки»идр.),театрализованомузыкальныхпредставлений,семейныхдосуговсприглашениемвзрослыхидетейразныхнацион
альностей(«Хороводдружбы»,«День народного единства»).
Реализация социокультурного контекста опирается на построении социального
партнерства образовательной организации:
№
п/п
1
Организации
Взаимосвязь
ГАОУ ДПО г. Пенза
2
Управление образования
администрации Каменского
района
ГИБДД России по
Каменскому району
Госпожнадзор по
Каменскому району
Научно-методическое сопровождение. Повышение квалификации
педагогических и руководящих работников.
Нормативно-правовое сопровождение. Предоставление отчетности.
Контрольно-аналитическая деятельность. Инновационная деятельность.
Участие в совещаниях, конференциях.
Профилактика ДДТ на дорогах города и района. Пропаганда соблюдения
ПДД детьми и их родителями (законными представителями).
Профилактика пожарной безопасности. Пропаганда соблюдения правил
пожарной безопасности детьми и их родителями (законными
представителями).
Производственный контроль.
3
4
5
6
Территориальный отдел
Роспотребнадзора по
Пензенской Области в
Каменском районе
ГБУЗ Каменская ЦРБ
9
ЦДТ г. Каменки
Дошкольные учреждения
Каменского района
МОУ СОШ № 4,7
10
Детская школа искусств
11
ДЮСШ № 1 г. Каменки
12
ЦКД г. Каменки
7
8
Диспансеризация и медосмотры сотрудников МБДОУ № 1 .
Диспансеризация детей.
Участие педагогов, детей и родит елей в акциях, конкурсах, проектах.
Обмен опытом
Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного
образования.
Реализация преемственности образовательных программ дошкольного и
дополнительного образования.
Организация культурно-массовых спортивных мероприятий. Участие в
фестивалях, конкурсах, акциях.
Организация культурно-массовых мероприятий.
22
Врамкахсоциокультурногоконтекстаповышаетсярольродительскойобщественностикак
субъектаобразовательныхотношенийвПрограммевоспитания.Представители родительского
комитета МБДОУ являются членами жюри
учрежденческихконкурсов,принимаютучастиевконкурсахдетскородительскоготворчестваразличногоуровня,совместнойпроектнойдеятельностисдетьми.
Организационный раздел Программы воспитания.
Кадровое обеспечение.
В данном разделе представлены решения в МБДОУ в соответствии с ФГОСДО по
разделению функционала, связанного с планированием, организацией, реализацией, обеспечением
воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогов в сфере
воспитания; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других
категорий; привлечению специалистов других организаций (образовательных, социальных,
правоохранительных и других).
Нормативно-методическое обеспечение.
Для реализации Программы воспитания МБДОУ использует практическое руководство
"Воспитателю о воспитании", представленное в открытом доступе в электронной форме на
платформе институтвоспитания.рф.
Перечень локальных правовых документов МБДОУ, в которые вносятся изменения в соответствии с
Программой воспитания:
- Годовой план работы МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 1 Г.КАМЕНКИ на учебный год;
- Календарный учебный график;
Должностные инструкции педагогов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности в
ДОУ.
Подробное описание приведено на сайте МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 1 Г.КАМЕНКИ в разделе
«Документы».
Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в МБДОУ не зависит от наличия (отсутствия) у
ребёнка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в МБДОУ лежат традиционные ценности российского
общества. Созданы условия воспитания для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей
мигрантов, и так далее), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка независимо
от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных,
национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию
развития.
Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение целевых
ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности
деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми
образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание
условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
23
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории
дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и
укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и
статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей
ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные
условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми
образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями.